МАРТИН ШАККУМ: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ И РОССИЙСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Шаккум Мартин Люцианович
Председатель Комитета Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям
Немало возможностей для машиностроения, приборостроения и фармацевтической промышленности открывает проект «Здравоохранение». Это оснащение диагностическим оборудованием муниципальных амбулаторно-поликлинических учреждений, оснащение медучреждений автомобилями скорой медицинской помощи, строительство новых центров высоких медицинских технологий. Количество закупаемого ежегодно современного наукоемкого диагностического оборудования составляет десятки тысяч комплектов. Это рентгеновские и ультразвуковые установки, электрокардиографы и эндоскопы, лабораторное оборудование для биохимического анализа. Одних автомобилей скорой помощи и реанемобилей требуется до 7 тысяч в год.
Реализация проекта «Образование» требует приобретения до 2 тысяч школьных автобусов ежегодно. Значительна потребность в оборудовании для животноводства и кормопроизводства в рамках проекта «Развитие агропромышленного комплекса». Этот проект создает также стимул для ускоренного развития биотехнологий, которое во всем мире является одним из ключевых направлений научно-технической революции. Проблемы данной отрасли неоднократно рассматривались на заседаниях нашего комитета, на парламентских слушаниях и «круглых столах» в Государственной Думе.
Очевидно, что для поддержки развития отечественной промышленности, в том числе связанной с реализацией национальных проектов, важную роль играет политика госзакупок. На сегодняшний день требуется выработка эффективной стратегии расходования бюджетных средств на реализацию национальных проектов в условиях обновленного в 2005–2006 годах федерального законодательства о государственных закупках и поставках продукции для государственных нужд. В результате принятия новых законов были созданы единые правила и порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Сегодня эти процедуры достаточно прозрачны, открыты и позволяют эффективно реализовывать процедуры проведения аукционов и конкурсов на размещение заказов.
В тоже время в условиях открытого рынка и предстоящего присоединения России к ВТО обеспечение государственного протекционизма в отношении отечественных товаров становится непростой задачей. Закон о госзакупках при прочих равных условиях не дает преимуществ отечественным товаропроизводителям перед иностранными. Поэтому обеспечить влияние национальных проектов на промышленное развитие можно опосредованным образом, прежде всего, за счет системы технического регулирования как элемента промышленной политики. Разрабатываемые в настоящее время системы технических регламентов для различных видов продукции должны стать стимулом для технологического обновления промышленности и повышения конкурентоспособности российских товаров. Принятие технических регламентов позволит дополнить критериями безопасности и экологичности систему критериев качества, надежности и экономических показателей поступающей в страну импортной техники, в том числе закупаемой для целей национальных проектов.
В частности, для национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» большое значение имеет завершение разработки специальных технических регламентов «О безопасности тракторов, сельскохозяйственных и лесохозяйственных машин», «О требованиях к безопасности технических средств и процессов применения пестицидов» и «О требованиях к безопасности технических средств и процессов применения удобрений».
К сожалению, на сегодняшний день подготовка технических регламентов по всем без исключения отраслям промышленного производства и видам продукции ведется со значительным отставанием от намеченных сроков, что не позволяет эффективно использовать для целей инновационного развития инструменты, предусмотренные Законом «О техническом регулировании». Правительство РФ, на мой взгляд, обязано резко активизировать работу по подготовке технических регламентов, причем работа эта должна быть прозрачной и открытой для широкой общественности.
Одним из наиболее сложных, масштабных и нетривиальных является национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Проект, как известно, предусматривает удвоение объемов строительства жилья – с 40 до 80 млн кв. м в год за период 2006–2010 годов. Соответственно удваивается потребность в стройматериалах, строительных машинах и механизмах. Принципиальное отличие национального проекта «Доступное жилье» от других национальных проектов состоит в том, что его влияние на развитие отечественной промышленности существенно выше. Связано это с тем, что основные потребляемые строительные материалы, как правило, не транспортируются на большие расстояния. Тем самым ограничивается конкуренция со стороны иностранных производителей. Другая особенность состоит в том, что национальный проект «Доступное жилье» осуществляется в основном на частные деньги (собственные или заемные средства строительных организаций), расходование которых идет вне рамок, ограниченных законодательством о госзакупках. Из бюджета финансируется в основном развитие коммунальной и дорожной инфраструктуры под строительство микрорайонов, а также строительство жилья для ряда категорий граждан, перед которыми у государства имеются обязательства по предоставлению жилья.
Потенциал промышленности строительных материалов по производству конкурентоспособной и импортозамещающей продукции существенно возрос. В короткие сроки созданы новые мощности по выпуску эффективных конкурентоспособных строительных материалов с использованием современных технологий и оборудования, в том числе импортного производства. Организовано производство многих видов строительных материалов, изделий и конструкций, которые раньше не выпускались или выпускались в незначительных объемах.
Стабилизировалась работа промышленности строительных материалов, наметился устойчивый рост объемов продукции в натуральном выражении. В целом объем производства строительных материалов в 2006 году вырос на 15% и соответствует росту объемов строительства жилья, которого введено в 2006 году около 50 млн кв. метров.
Тем не менее, недостаточное развитие строительной индустрии остается узким местом в реализации национального проекта. Имеются существенные перекосы в территориальном размещении производственных мощностей по выпуску строительных материалов, изделий и конструкций, что приводит к удорожанию строительства в ряде регионов за счет высокой доли транспортных расходов в цене продукции.
Так, цементная промышленность способна удовлетворить потребности в строительстве 57–58 млн кв. метров к 2008 году. А этого явно недостаточно. Хотелось бы напомнить, что в СССР функционировало 100 цементных заводов, которые производили 120 млн тонн цемента в год. В России сегодня всего лишь 42 цементных завода, производящих 45 млн тонн продукции в год. Новых цементных заводов в последние годы построено не было.
В целом развитие промышленности строительных материалов отстает от растущих потребностей строительного рынка. При сохранении существующей ситуации в сфере стройиндустрии существует опасность, что задача выхода к 2010 году на строительство 80 млн кв. метров жилья может быть не решена в связи с отсутствием необходимых производственных мощностей.
Для преодоления ресурсных ограничений роста объемов строительства следует более активно развивать строительство малоэтажных зданий из кирпича, а также деревянное домостроение с использованием современных каркасно-модульных технологий. Такие технологии получили наибольшее развитие в Северной Америке (США и Канада). Больше их нигде нет – не прижились. В условиях нашего климата у них есть ряд серьезных конкурентных преимуществ. Но проблема состоит в том, что основа каркасного домостроения – ориентированно-стружечная плита (OSB) – в России вообще не производится. Наши заводы импортируют ее в среднем по цене $450 за кубометр. Плита, которая делается из ориентированной в плоскости плиты стружки мягких пород дерева, в России могла бы иметь себестоимость $70–80 за кубометр и продаваться по цене $120. Но мы ее сегодня не производим, а пускаем на такие дома фанеру, хотя из фанеры нельзя делать все, а желательно делать только часть деталей. И фанера гораздо хуже по своим качествам, чем OSB.
Теплоснабжение – самый энергоемкий сектор экономики страны, на его нужды расходуется почти 45 % всей потребляемой энергии. Тепловая энергия может производиться в ТЭЦ, в квартальной или домовой котельной, наконец, в квартире. Эффективность использования энергии везде будет разной. В России около 70% тепла производится централизованными источниками, в том числе 30% на нескольких сотнях ТЭЦ и 40% на 70 тысячах котельных, большая часть которых не отвечает современным требованиям к энергосбережению. Особенно высоки потери энергии и воды при их транспортировке. Протяженность тепловых сетей составляет почти 200 тыс. км, из которых более 40 тыс. подлежат немедленной замене или выводу из эксплуатации. Технический уровень тепловых сетей в России остается на уровне 1960-х годов.
Инновационное развитие теплового хозяйства требует модернизации энергетического оборудования по всей цепочке от производства энергии до ее потребления. Для этого используются автоматические домовые газовые котельные, коррозионностойкие со сроком службы более 100 лет, металлопластиковые трубы и запорная арматура, алюминиевые радиаторы-конвекторы и, разумеется, приборы учета потребления воды и тепловой энергии.
Такие технологические решения могут и должны быть использованы при строительстве миллионов квадратных метров жилья в соответствии с приоритетным национальным проектом «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Комфортное жилье – это всегда энергонасыщенное и энергоэффективное жилье.
Для массового применения современных технологий в городском тепловом хозяйстве требуется совершенствование законодательной базы. Здесь первоочередное значение приобретает разработка и принятие технических регламентов в области строительства и эксплуатации зданий, сооружений и систем коммунальной инфраструктуры. В регламентах должны быть установлены требования к энергетической эффективности зданий, минимизации теплопотерь через стены, крыши, окна. Экспертиза на соответствие проектной документации техническим регламентам для строительства должна учитывать и требования энергоэффективности. Для этого к целям принятия технических регламентов должны быть отнесены и вопросы энергоэффективности. Сегодня Закон «О техническом регулировании» этого не предусматривает.
Этот пример показывает, что реализация национального проекта «Доступное жилье» требует масштабного внедрения инновационных технологий в сфере строительства и ЖКХ. В целях стимулирования предпринимателей необходимо предусмотреть ряд мер, направленных на развитие промышленности строительных материалов и выпуск нового оборудования для систем коммунального хозяйства. В числе таких мер следует применять снижение или отмену ставок таможенных пошлин на технологическое оборудование для стройиндустрии, не производимое в Российской Федерации.
Следует также расширять применение лизинговых схем обеспечения высокотехнологичным оборудованием коммунального хозяйства, а также отраслей медицинской промышленности, машиностроения и приборостроения, строительной индустрии, агропромышленного комплекса. Такие примеры уже имеются. Так, на условиях лизинговых поставок российские сельхозтоваропроизводители через ОАО «Росагролизинг» получили в 2006 году 1848 тракторов, 54 комбайна различной модификации, 347 автомобилей, 390 прицепов и 326 единиц прочей сельскохозяйственной техники.
Проблемы, связанные с реализацией национальных проектов, носят комплексный характер. Как отмечал в своем недавнем выступлении в Государственной Думе Первый заместитель Председателя Правительства РФ Д.А. Медведев, в ходе их реализации, наряду с решением конкретных задач, формируется новый проектный подход в государственном управлении. А это, в свою очередь, вновь ставит на повестку дня вопрос о долгосрочной стратегии экономического развития страны. Такая стратегия, разумеется, не может быть сведена к достижению тех или иных макроэкономических показателей: она должна быть направлена на развитие реального сектора, прежде всего, в сфере высоких технологий, на достижение лидерства России на ключевых направлениях научно-технического прогресса.
Инновационное развитие теплового хозяйства требует модернизации энергетического оборудования по всей цепочке от производства энергии до ее потребления. Для этого используются автоматические домовые газовые котельные, коррозионностойкие со сроком службы более 100 лет, металлопластиковые трубы и запорная арматура, алюминиевые радиаторы-конвекторы и, разумеется, приборы учета потребления воды и тепловой энергии.
Такие технологические решения могут и должны быть использованы при строительстве миллионов квадратных метров жилья в соответствии с приоритетным национальным проектом «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Комфортное жилье – это всегда энергонасыщенное и энергоэффективное жилье.
Для массового применения современных технологий в городском тепловом хозяйстве требуется совершенствование законодательной базы. Здесь первоочередное значение приобретает разработка и принятие технических регламентов в области строительства и эксплуатации зданий, сооружений и систем коммунальной инфраструктуры. В регламентах должны быть установлены требования к энергетической эффективности зданий, минимизации теплопотерь через стены, крыши, окна. Экспертиза на соответствие проектной документации техническим регламентам для строительства должна учитывать и требования энергоэффективности. Для этого к целям принятия технических регламентов должны быть отнесены и вопросы энергоэффективности. Сегодня Закон «О техническом регулировании» этого не предусматривает.
Этот пример показывает, что реализация национального проекта «Доступное жилье» требует масштабного внедрения инновационных технологий в сфере строительства и ЖКХ. В целях стимулирования предпринимателей необходимо предусмотреть ряд мер, направленных на развитие промышленности строительных материалов и выпуск нового оборудования для систем коммунального хозяйства. В числе таких мер следует применять снижение или отмену ставок таможенных пошлин на технологическое оборудование для стройиндустрии, не производимое в Российской Федерации.
Следует также расширять применение лизинговых схем обеспечения высокотехнологичным оборудованием коммунального хозяйства, а также отраслей медицинской промышленности, машиностроения и приборостроения, строительной индустрии, агропромышленного комплекса. Такие примеры уже имеются. Так, на условиях лизинговых поставок российские сельхозтоваропроизводители через ОАО «Росагролизинг» получили в 2006 году 1848 тракторов, 54 комбайна различной модификации, 347 автомобилей, 390 прицепов и 326 единиц прочей сельскохозяйственной техники.
Проблемы, связанные с реализацией национальных проектов, носят комплексный характер. Как отмечал в своем недавнем выступлении в Государственной Думе Первый заместитель Председателя Правительства РФ Д.А. Медведев, в ходе их реализации, наряду с решением конкретных задач, формируется новый проектный подход в государственном управлении. А это, в свою очередь, вновь ставит на повестку дня вопрос о долгосрочной стратегии экономического развития страны. Такая стратегия, разумеется, не может быть сведена к достижению тех или иных макроэкономических показателей: она должна быть направлена на развитие реального сектора, прежде всего, в сфере высоких технологий, на достижение лидерства России на ключевых направлениях научно-технического прогресса.
Теплоснабжение – самый энергоемкий сектор экономики страны, на его нужды расходуется почти 45 % всей потребляемой энергии. Тепловая энергия может производиться в ТЭЦ, в квартальной или домовой котельной, наконец, в квартире. Эффективность использования энергии везде будет разной. В России около 70% тепла производится централизованными источниками, в том числе 30% на нескольких сотнях ТЭЦ и 40% на 70 тысячах котельных, большая часть которых не отвечает современным требованиям к энергосбережению. Особенно высоки потери энергии и воды при их транспортировке. Протяженность тепловых сетей составляет почти 200 тыс. км, из которых более 40 тыс. подлежат немедленной замене или выводу из эксплуатации. Технический уровень тепловых сетей в России остается на уровне 1960-х годов.
Инновационное развитие теплового хозяйства требует модернизации энергетического оборудования по всей цепочке от производства энергии до ее потребления. Для этого используются автоматические домовые газовые котельные, коррозионностойкие со сроком службы более 100 лет, металлопластиковые трубы и запорная арматура, алюминиевые радиаторы-конвекторы и, разумеется, приборы учета потребления воды и тепловой энергии.
Такие технологические решения могут и должны быть использованы при строительстве миллионов квадратных метров жилья в соответствии с приоритетным национальным проектом «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Комфортное жилье – это всегда энергонасыщенное и энергоэффективное жилье.
Для массового применения современных технологий в городском тепловом хозяйстве требуется совершенствование законодательной базы. Здесь первоочередное значение приобретает разработка и принятие технических регламентов в области строительства и эксплуатации зданий, сооружений и систем коммунальной инфраструктуры. В регламентах должны быть установлены требования к энергетической эффективности зданий, минимизации теплопотерь через стены, крыши, окна. Экспертиза на соответствие проектной документации техническим регламентам для строительства должна учитывать и требования энергоэффективности. Для этого к целям принятия технических регламентов должны быть отнесены и вопросы энергоэффективности. Сегодня Закон «О техническом регулировании» этого не предусматривает.
Этот пример показывает, что реализация национального проекта «Доступное жилье» требует масштабного внедрения инновационных технологий в сфере строительства и ЖКХ. В целях стимулирования предпринимателей необходимо предусмотреть ряд мер, направленных на развитие промышленности строительных материалов и выпуск нового оборудования для систем коммунального хозяйства. В числе таких мер следует применять снижение или отмену ставок таможенных пошлин на технологическое оборудование для стройиндустрии, не производимое в Российской Федерации.
Следует также расширять применение лизинговых схем обеспечения высокотехнологичным оборудованием коммунального хозяйства, а также отраслей медицинской промышленности, машиностроения и приборостроения, строительной индустрии, агропромышленного комплекса. Такие примеры уже имеются. Так, на условиях лизинговых поставок российские сельхозтоваропроизводители через ОАО «Росагролизинг» получили в 2006 году 1848 тракторов, 54 комбайна различной модификации, 347 автомобилей, 390 прицепов и 326 единиц прочей сельскохозяйственной техники.
Проблемы, связанные с реализацией национальных проектов, носят комплексный характер. Как отмечал в своем недавнем выступлении в Государственной Думе Первый заместитель Председателя Правительства РФ Д.А. Медведев, в ходе их реализации, наряду с решением конкретных задач, формируется новый проектный подход в государственном управлении. А это, в свою очередь, вновь ставит на повестку дня вопрос о долгосрочной стратегии экономического развития страны. Такая стратегия, разумеется, не может быть сведена к достижению тех или иных макроэкономических показателей: она должна быть направлена на развитие реального сектора, прежде всего, в сфере высоких технологий, на достижение лидерства России на ключевых направлениях научно-технического прогресса.
Инновационное развитие теплового хозяйства требует модернизации энергетического оборудования по всей цепочке от производства энергии до ее потребления. Для этого используются автоматические домовые газовые котельные, коррозионностойкие со сроком службы более 100 лет, металлопластиковые трубы и запорная арматура, алюминиевые радиаторы-конвекторы и, разумеется, приборы учета потребления воды и тепловой энергии.
Такие технологические решения могут и должны быть использованы при строительстве миллионов квадратных метров жилья в соответствии с приоритетным национальным проектом «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Комфортное жилье – это всегда энергонасыщенное и энергоэффективное жилье.
Для массового применения современных технологий в городском тепловом хозяйстве требуется совершенствование законодательной базы. Здесь первоочередное значение приобретает разработка и принятие технических регламентов в области строительства и эксплуатации зданий, сооружений и систем коммунальной инфраструктуры. В регламентах должны быть установлены требования к энергетической эффективности зданий, минимизации теплопотерь через стены, крыши, окна. Экспертиза на соответствие проектной документации техническим регламентам для строительства должна учитывать и требования энергоэффективности. Для этого к целям принятия технических регламентов должны быть отнесены и вопросы энергоэффективности. Сегодня Закон «О техническом регулировании» этого не предусматривает.
Этот пример показывает, что реализация национального проекта «Доступное жилье» требует масштабного внедрения инновационных технологий в сфере строительства и ЖКХ. В целях стимулирования предпринимателей необходимо предусмотреть ряд мер, направленных на развитие промышленности строительных материалов и выпуск нового оборудования для систем коммунального хозяйства. В числе таких мер следует применять снижение или отмену ставок таможенных пошлин на технологическое оборудование для стройиндустрии, не производимое в Российской Федерации.
Следует также расширять применение лизинговых схем обеспечения высокотехнологичным оборудованием коммунального хозяйства, а также отраслей медицинской промышленности, машиностроения и приборостроения, строительной индустрии, агропромышленного комплекса. Такие примеры уже имеются. Так, на условиях лизинговых поставок российские сельхозтоваропроизводители через ОАО «Росагролизинг» получили в 2006 году 1848 тракторов, 54 комбайна различной модификации, 347 автомобилей, 390 прицепов и 326 единиц прочей сельскохозяйственной техники.
Проблемы, связанные с реализацией национальных проектов, носят комплексный характер. Как отмечал в своем недавнем выступлении в Государственной Думе Первый заместитель Председателя Правительства РФ Д.А. Медведев, в ходе их реализации, наряду с решением конкретных задач, формируется новый проектный подход в государственном управлении. А это, в свою очередь, вновь ставит на повестку дня вопрос о долгосрочной стратегии экономического развития страны. Такая стратегия, разумеется, не может быть сведена к достижению тех или иных макроэкономических показателей: она должна быть направлена на развитие реального сектора, прежде всего, в сфере высоких технологий, на достижение лидерства России на ключевых направлениях научно-технического прогресса.
Так, цементная промышленность способна удовлетворить потребности в строительстве 57–58 млн кв. метров к 2008 году. А этого явно недостаточно. Хотелось бы напомнить, что в СССР функционировало 100 цементных заводов, которые производили 120 млн тонн цемента в год. В России сегодня всего лишь 42 цементных завода, производящих 45 млн тонн продукции в год. Новых цементных заводов в последние годы построено не было.
В целом развитие промышленности строительных материалов отстает от растущих потребностей строительного рынка. При сохранении существующей ситуации в сфере стройиндустрии существует опасность, что задача выхода к 2010 году на строительство 80 млн кв. метров жилья может быть не решена в связи с отсутствием необходимых производственных мощностей.
Для преодоления ресурсных ограничений роста объемов строительства следует более активно развивать строительство малоэтажных зданий из кирпича, а также деревянное домостроение с использованием современных каркасно-модульных технологий. Такие технологии получили наибольшее развитие в Северной Америке (США и Канада). Больше их нигде нет – не прижились. В условиях нашего климата у них есть ряд серьезных конкурентных преимуществ. Но проблема состоит в том, что основа каркасного домостроения – ориентированно-стружечная плита (OSB) – в России вообще не производится. Наши заводы импортируют ее в среднем по цене $450 за кубометр. Плита, которая делается из ориентированной в плоскости плиты стружки мягких пород дерева, в России могла бы иметь себестоимость $70–80 за кубометр и продаваться по цене $120. Но мы ее сегодня не производим, а пускаем на такие дома фанеру, хотя из фанеры нельзя делать все, а желательно делать только часть деталей. И фанера гораздо хуже по своим качествам, чем OSB.
Теплоснабжение – самый энергоемкий сектор экономики страны, на его нужды расходуется почти 45 % всей потребляемой энергии. Тепловая энергия может производиться в ТЭЦ, в квартальной или домовой котельной, наконец, в квартире. Эффективность использования энергии везде будет разной. В России около 70% тепла производится централизованными источниками, в том числе 30% на нескольких сотнях ТЭЦ и 40% на 70 тысячах котельных, большая часть которых не отвечает современным требованиям к энергосбережению. Особенно высоки потери энергии и воды при их транспортировке. Протяженность тепловых сетей составляет почти 200 тыс. км, из которых более 40 тыс. подлежат немедленной замене или выводу из эксплуатации. Технический уровень тепловых сетей в России остается на уровне 1960-х годов.
Инновационное развитие теплового хозяйства требует модернизации энергетического оборудования по всей цепочке от производства энергии до ее потребления. Для этого используются автоматические домовые газовые котельные, коррозионностойкие со сроком службы более 100 лет, металлопластиковые трубы и запорная арматура, алюминиевые радиаторы-конвекторы и, разумеется, приборы учета потребления воды и тепловой энергии.
Такие технологические решения могут и должны быть использованы при строительстве миллионов квадратных метров жилья в соответствии с приоритетным национальным проектом «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Комфортное жилье – это всегда энергонасыщенное и энергоэффективное жилье.
Для массового применения современных технологий в городском тепловом хозяйстве требуется совершенствование законодательной базы. Здесь первоочередное значение приобретает разработка и принятие технических регламентов в области строительства и эксплуатации зданий, сооружений и систем коммунальной инфраструктуры. В регламентах должны быть установлены требования к энергетической эффективности зданий, минимизации теплопотерь через стены, крыши, окна. Экспертиза на соответствие проектной документации техническим регламентам для строительства должна учитывать и требования энергоэффективности. Для этого к целям принятия технических регламентов должны быть отнесены и вопросы энергоэффективности. Сегодня Закон «О техническом регулировании» этого не предусматривает.
Этот пример показывает, что реализация национального проекта «Доступное жилье» требует масштабного внедрения инновационных технологий в сфере строительства и ЖКХ. В целях стимулирования предпринимателей необходимо предусмотреть ряд мер, направленных на развитие промышленности строительных материалов и выпуск нового оборудования для систем коммунального хозяйства. В числе таких мер следует применять снижение или отмену ставок таможенных пошлин на технологическое оборудование для стройиндустрии, не производимое в Российской Федерации.
Следует также расширять применение лизинговых схем обеспечения высокотехнологичным оборудованием коммунального хозяйства, а также отраслей медицинской промышленности, машиностроения и приборостроения, строительной индустрии, агропромышленного комплекса. Такие примеры уже имеются. Так, на условиях лизинговых поставок российские сельхозтоваропроизводители через ОАО «Росагролизинг» получили в 2006 году 1848 тракторов, 54 комбайна различной модификации, 347 автомобилей, 390 прицепов и 326 единиц прочей сельскохозяйственной техники.
Проблемы, связанные с реализацией национальных проектов, носят комплексный характер. Как отмечал в своем недавнем выступлении в Государственной Думе Первый заместитель Председателя Правительства РФ Д.А. Медведев, в ходе их реализации, наряду с решением конкретных задач, формируется новый проектный подход в государственном управлении. А это, в свою очередь, вновь ставит на повестку дня вопрос о долгосрочной стратегии экономического развития страны. Такая стратегия, разумеется, не может быть сведена к достижению тех или иных макроэкономических показателей: она должна быть направлена на развитие реального сектора, прежде всего, в сфере высоких технологий, на достижение лидерства России на ключевых направлениях научно-технического прогресса.
Инновационное развитие теплового хозяйства требует модернизации энергетического оборудования по всей цепочке от производства энергии до ее потребления. Для этого используются автоматические домовые газовые котельные, коррозионностойкие со сроком службы более 100 лет, металлопластиковые трубы и запорная арматура, алюминиевые радиаторы-конвекторы и, разумеется, приборы учета потребления воды и тепловой энергии.
Такие технологические решения могут и должны быть использованы при строительстве миллионов квадратных метров жилья в соответствии с приоритетным национальным проектом «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Комфортное жилье – это всегда энергонасыщенное и энергоэффективное жилье.
Для массового применения современных технологий в городском тепловом хозяйстве требуется совершенствование законодательной базы. Здесь первоочередное значение приобретает разработка и принятие технических регламентов в области строительства и эксплуатации зданий, сооружений и систем коммунальной инфраструктуры. В регламентах должны быть установлены требования к энергетической эффективности зданий, минимизации теплопотерь через стены, крыши, окна. Экспертиза на соответствие проектной документации техническим регламентам для строительства должна учитывать и требования энергоэффективности. Для этого к целям принятия технических регламентов должны быть отнесены и вопросы энергоэффективности. Сегодня Закон «О техническом регулировании» этого не предусматривает.
Этот пример показывает, что реализация национального проекта «Доступное жилье» требует масштабного внедрения инновационных технологий в сфере строительства и ЖКХ. В целях стимулирования предпринимателей необходимо предусмотреть ряд мер, направленных на развитие промышленности строительных материалов и выпуск нового оборудования для систем коммунального хозяйства. В числе таких мер следует применять снижение или отмену ставок таможенных пошлин на технологическое оборудование для стройиндустрии, не производимое в Российской Федерации.
Следует также расширять применение лизинговых схем обеспечения высокотехнологичным оборудованием коммунального хозяйства, а также отраслей медицинской промышленности, машиностроения и приборостроения, строительной индустрии, агропромышленного комплекса. Такие примеры уже имеются. Так, на условиях лизинговых поставок российские сельхозтоваропроизводители через ОАО «Росагролизинг» получили в 2006 году 1848 тракторов, 54 комбайна различной модификации, 347 автомобилей, 390 прицепов и 326 единиц прочей сельскохозяйственной техники.
Проблемы, связанные с реализацией национальных проектов, носят комплексный характер. Как отмечал в своем недавнем выступлении в Государственной Думе Первый заместитель Председателя Правительства РФ Д.А. Медведев, в ходе их реализации, наряду с решением конкретных задач, формируется новый проектный подход в государственном управлении. А это, в свою очередь, вновь ставит на повестку дня вопрос о долгосрочной стратегии экономического развития страны. Такая стратегия, разумеется, не может быть сведена к достижению тех или иных макроэкономических показателей: она должна быть направлена на развитие реального сектора, прежде всего, в сфере высоких технологий, на достижение лидерства России на ключевых направлениях научно-технического прогресса.
Теплоснабжение – самый энергоемкий сектор экономики страны, на его нужды расходуется почти 45 % всей потребляемой энергии. Тепловая энергия может производиться в ТЭЦ, в квартальной или домовой котельной, наконец, в квартире. Эффективность использования энергии везде будет разной. В России около 70% тепла производится централизованными источниками, в том числе 30% на нескольких сотнях ТЭЦ и 40% на 70 тысячах котельных, большая часть которых не отвечает современным требованиям к энергосбережению. Особенно высоки потери энергии и воды при их транспортировке. Протяженность тепловых сетей составляет почти 200 тыс. км, из которых более 40 тыс. подлежат немедленной замене или выводу из эксплуатации. Технический уровень тепловых сетей в России остается на уровне 1960-х годов.
Инновационное развитие теплового хозяйства требует модернизации энергетического оборудования по всей цепочке от производства энергии до ее потребления. Для этого используются автоматические домовые газовые котельные, коррозионностойкие со сроком службы более 100 лет, металлопластиковые трубы и запорная арматура, алюминиевые радиаторы-конвекторы и, разумеется, приборы учета потребления воды и тепловой энергии.
Такие технологические решения могут и должны быть использованы при строительстве миллионов квадратных метров жилья в соответствии с приоритетным национальным проектом «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Комфортное жилье – это всегда энергонасыщенное и энергоэффективное жилье.
Для массового применения современных технологий в городском тепловом хозяйстве требуется совершенствование законодательной базы. Здесь первоочередное значение приобретает разработка и принятие технических регламентов в области строительства и эксплуатации зданий, сооружений и систем коммунальной инфраструктуры. В регламентах должны быть установлены требования к энергетической эффективности зданий, минимизации теплопотерь через стены, крыши, окна. Экспертиза на соответствие проектной документации техническим регламентам для строительства должна учитывать и требования энергоэффективности. Для этого к целям принятия технических регламентов должны быть отнесены и вопросы энергоэффективности. Сегодня Закон «О техническом регулировании» этого не предусматривает.
Этот пример показывает, что реализация национального проекта «Доступное жилье» требует масштабного внедрения инновационных технологий в сфере строительства и ЖКХ. В целях стимулирования предпринимателей необходимо предусмотреть ряд мер, направленных на развитие промышленности строительных материалов и выпуск нового оборудования для систем коммунального хозяйства. В числе таких мер следует применять снижение или отмену ставок таможенных пошлин на технологическое оборудование для стройиндустрии, не производимое в Российской Федерации.
Следует также расширять применение лизинговых схем обеспечения высокотехнологичным оборудованием коммунального хозяйства, а также отраслей медицинской промышленности, машиностроения и приборостроения, строительной индустрии, агропромышленного комплекса. Такие примеры уже имеются. Так, на условиях лизинговых поставок российские сельхозтоваропроизводители через ОАО «Росагролизинг» получили в 2006 году 1848 тракторов, 54 комбайна различной модификации, 347 автомобилей, 390 прицепов и 326 единиц прочей сельскохозяйственной техники.
Проблемы, связанные с реализацией национальных проектов, носят комплексный характер. Как отмечал в своем недавнем выступлении в Государственной Думе Первый заместитель Председателя Правительства РФ Д.А. Медведев, в ходе их реализации, наряду с решением конкретных задач, формируется новый проектный подход в государственном управлении. А это, в свою очередь, вновь ставит на повестку дня вопрос о долгосрочной стратегии экономического развития страны. Такая стратегия, разумеется, не может быть сведена к достижению тех или иных макроэкономических показателей: она должна быть направлена на развитие реального сектора, прежде всего, в сфере высоких технологий, на достижение лидерства России на ключевых направлениях научно-технического прогресса.
Инновационное развитие теплового хозяйства требует модернизации энергетического оборудования по всей цепочке от производства энергии до ее потребления. Для этого используются автоматические домовые газовые котельные, коррозионностойкие со сроком службы более 100 лет, металлопластиковые трубы и запорная арматура, алюминиевые радиаторы-конвекторы и, разумеется, приборы учета потребления воды и тепловой энергии.
Такие технологические решения могут и должны быть использованы при строительстве миллионов квадратных метров жилья в соответствии с приоритетным национальным проектом «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Комфортное жилье – это всегда энергонасыщенное и энергоэффективное жилье.
Для массового применения современных технологий в городском тепловом хозяйстве требуется совершенствование законодательной базы. Здесь первоочередное значение приобретает разработка и принятие технических регламентов в области строительства и эксплуатации зданий, сооружений и систем коммунальной инфраструктуры. В регламентах должны быть установлены требования к энергетической эффективности зданий, минимизации теплопотерь через стены, крыши, окна. Экспертиза на соответствие проектной документации техническим регламентам для строительства должна учитывать и требования энергоэффективности. Для этого к целям принятия технических регламентов должны быть отнесены и вопросы энергоэффективности. Сегодня Закон «О техническом регулировании» этого не предусматривает.
Этот пример показывает, что реализация национального проекта «Доступное жилье» требует масштабного внедрения инновационных технологий в сфере строительства и ЖКХ. В целях стимулирования предпринимателей необходимо предусмотреть ряд мер, направленных на развитие промышленности строительных материалов и выпуск нового оборудования для систем коммунального хозяйства. В числе таких мер следует применять снижение или отмену ставок таможенных пошлин на технологическое оборудование для стройиндустрии, не производимое в Российской Федерации.
Следует также расширять применение лизинговых схем обеспечения высокотехнологичным оборудованием коммунального хозяйства, а также отраслей медицинской промышленности, машиностроения и приборостроения, строительной индустрии, агропромышленного комплекса. Такие примеры уже имеются. Так, на условиях лизинговых поставок российские сельхозтоваропроизводители через ОАО «Росагролизинг» получили в 2006 году 1848 тракторов, 54 комбайна различной модификации, 347 автомобилей, 390 прицепов и 326 единиц прочей сельскохозяйственной техники.
Проблемы, связанные с реализацией национальных проектов, носят комплексный характер. Как отмечал в своем недавнем выступлении в Государственной Думе Первый заместитель Председателя Правительства РФ Д.А. Медведев, в ходе их реализации, наряду с решением конкретных задач, формируется новый проектный подход в государственном управлении. А это, в свою очередь, вновь ставит на повестку дня вопрос о долгосрочной стратегии экономического развития страны. Такая стратегия, разумеется, не может быть сведена к достижению тех или иных макроэкономических показателей: она должна быть направлена на развитие реального сектора, прежде всего, в сфере высоких технологий, на достижение лидерства России на ключевых направлениях научно-технического прогресса.
Немало возможностей для машиностроения, приборостроения и фармацевтической промышленности открывает проект «Здравоохранение». Это оснащение диагностическим оборудованием муниципальных амбулаторно-поликлинических учреждений, оснащение медучреждений автомобилями скорой медицинской помощи, строительство новых центров высоких медицинских технологий. Количество закупаемого ежегодно современного наукоемкого диагностического оборудования составляет десятки тысяч комплектов. Это рентгеновские и ультразвуковые установки, электрокардиографы и эндоскопы, лабораторное оборудование для биохимического анализа. Одних автомобилей скорой помощи и реанемобилей требуется до 7 тысяч в год.
Реализация проекта «Образование» требует приобретения до 2 тысяч школьных автобусов ежегодно. Значительна потребность в оборудовании для животноводства и кормопроизводства в рамках проекта «Развитие агропромышленного комплекса». Этот проект создает также стимул для ускоренного развития биотехнологий, которое во всем мире является одним из ключевых направлений научно-технической революции. Проблемы данной отрасли неоднократно рассматривались на заседаниях нашего комитета, на парламентских слушаниях и «круглых столах» в Государственной Думе.
Очевидно, что для поддержки развития отечественной промышленности, в том числе связанной с реализацией национальных проектов, важную роль играет политика госзакупок. На сегодняшний день требуется выработка эффективной стратегии расходования бюджетных средств на реализацию национальных проектов в условиях обновленного в 2005–2006 годах федерального законодательства о государственных закупках и поставках продукции для государственных нужд. В результате принятия новых законов были созданы единые правила и порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Сегодня эти процедуры достаточно прозрачны, открыты и позволяют эффективно реализовывать процедуры проведения аукционов и конкурсов на размещение заказов.
В тоже время в условиях открытого рынка и предстоящего присоединения России к ВТО обеспечение государственного протекционизма в отношении отечественных товаров становится непростой задачей. Закон о госзакупках при прочих равных условиях не дает преимуществ отечественным товаропроизводителям перед иностранными. Поэтому обеспечить влияние национальных проектов на промышленное развитие можно опосредованным образом, прежде всего, за счет системы технического регулирования как элемента промышленной политики. Разрабатываемые в настоящее время системы технических регламентов для различных видов продукции должны стать стимулом для технологического обновления промышленности и повышения конкурентоспособности российских товаров. Принятие технических регламентов позволит дополнить критериями безопасности и экологичности систему критериев качества, надежности и экономических показателей поступающей в страну импортной техники, в том числе закупаемой для целей национальных проектов.
В частности, для национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» большое значение имеет завершение разработки специальных технических регламентов «О безопасности тракторов, сельскохозяйственных и лесохозяйственных машин», «О требованиях к безопасности технических средств и процессов применения пестицидов» и «О требованиях к безопасности технических средств и процессов применения удобрений».
К сожалению, на сегодняшний день подготовка технических регламентов по всем без исключения отраслям промышленного производства и видам продукции ведется со значительным отставанием от намеченных сроков, что не позволяет эффективно использовать для целей инновационного развития инструменты, предусмотренные Законом «О техническом регулировании». Правительство РФ, на мой взгляд, обязано резко активизировать работу по подготовке технических регламентов, причем работа эта должна быть прозрачной и открытой для широкой общественности.
Одним из наиболее сложных, масштабных и нетривиальных является национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Проект, как известно, предусматривает удвоение объемов строительства жилья – с 40 до 80 млн кв. м в год за период 2006–2010 годов. Соответственно удваивается потребность в стройматериалах, строительных машинах и механизмах. Принципиальное отличие национального проекта «Доступное жилье» от других национальных проектов состоит в том, что его влияние на развитие отечественной промышленности существенно выше. Связано это с тем, что основные потребляемые строительные материалы, как правило, не транспортируются на большие расстояния. Тем самым ограничивается конкуренция со стороны иностранных производителей. Другая особенность состоит в том, что национальный проект «Доступное жилье» осуществляется в основном на частные деньги (собственные или заемные средства строительных организаций), расходование которых идет вне рамок, ограниченных законодательством о госзакупках. Из бюджета финансируется в основном развитие коммунальной и дорожной инфраструктуры под строительство микрорайонов, а также строительство жилья для ряда категорий граждан, перед которыми у государства имеются обязательства по предоставлению жилья.
Потенциал промышленности строительных материалов по производству конкурентоспособной и импортозамещающей продукции существенно возрос. В короткие сроки созданы новые мощности по выпуску эффективных конкурентоспособных строительных материалов с использованием современных технологий и оборудования, в том числе импортного производства. Организовано производство многих видов строительных материалов, изделий и конструкций, которые раньше не выпускались или выпускались в незначительных объемах.
Стабилизировалась работа промышленности строительных материалов, наметился устойчивый рост объемов продукции в натуральном выражении. В целом объем производства строительных материалов в 2006 году вырос на 15% и соответствует росту объемов строительства жилья, которого введено в 2006 году около 50 млн кв. метров.
Тем не менее, недостаточное развитие строительной индустрии остается узким местом в реализации национального проекта. Имеются существенные перекосы в территориальном размещении производственных мощностей по выпуску строительных материалов, изделий и конструкций, что приводит к удорожанию строительства в ряде регионов за счет высокой доли транспортных расходов в цене продукции.
Так, цементная промышленность способна удовлетворить потребности в строительстве 57–58 млн кв. метров к 2008 году. А этого явно недостаточно. Хотелось бы напомнить, что в СССР функционировало 100 цементных заводов, которые производили 120 млн тонн цемента в год. В России сегодня всего лишь 42 цементных завода, производящих 45 млн тонн продукции в год. Новых цементных заводов в последние годы построено не было.
В целом развитие промышленности строительных материалов отстает от растущих потребностей строительного рынка. При сохранении существующей ситуации в сфере стройиндустрии существует опасность, что задача выхода к 2010 году на строительство 80 млн кв. метров жилья может быть не решена в связи с отсутствием необходимых производственных мощностей.
Для преодоления ресурсных ограничений роста объемов строительства следует более активно развивать строительство малоэтажных зданий из кирпича, а также деревянное домостроение с использованием современных каркасно-модульных технологий. Такие технологии получили наибольшее развитие в Северной Америке (США и Канада). Больше их нигде нет – не прижились. В условиях нашего климата у них есть ряд серьезных конкурентных преимуществ. Но проблема состоит в том, что основа каркасного домостроения – ориентированно-стружечная плита (OSB) – в России вообще не производится. Наши заводы импортируют ее в среднем по цене $450 за кубометр. Плита, которая делается из ориентированной в плоскости плиты стружки мягких пород дерева, в России могла бы иметь себестоимость $70–80 за кубометр и продаваться по цене $120. Но мы ее сегодня не производим, а пускаем на такие дома фанеру, хотя из фанеры нельзя делать все, а желательно делать только часть деталей. И фанера гораздо хуже по своим качествам, чем OSB.
Теплоснабжение – самый энергоемкий сектор экономики страны, на его нужды расходуется почти 45 % всей потребляемой энергии. Тепловая энергия может производиться в ТЭЦ, в квартальной или домовой котельной, наконец, в квартире. Эффективность использования энергии везде будет разной. В России около 70% тепла производится централизованными источниками, в том числе 30% на нескольких сотнях ТЭЦ и 40% на 70 тысячах котельных, большая часть которых не отвечает современным требованиям к энергосбережению. Особенно высоки потери энергии и воды при их транспортировке. Протяженность тепловых сетей составляет почти 200 тыс. км, из которых более 40 тыс. подлежат немедленной замене или выводу из эксплуатации. Технический уровень тепловых сетей в России остается на уровне 1960-х годов.
Инновационное развитие теплового хозяйства требует модернизации энергетического оборудования по всей цепочке от производства энергии до ее потребления. Для этого используются автоматические домовые газовые котельные, коррозионностойкие со сроком службы более 100 лет, металлопластиковые трубы и запорная арматура, алюминиевые радиаторы-конвекторы и, разумеется, приборы учета потребления воды и тепловой энергии.
Такие технологические решения могут и должны быть использованы при строительстве миллионов квадратных метров жилья в соответствии с приоритетным национальным проектом «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Комфортное жилье – это всегда энергонасыщенное и энергоэффективное жилье.
Для массового применения современных технологий в городском тепловом хозяйстве требуется совершенствование законодательной базы. Здесь первоочередное значение приобретает разработка и принятие технических регламентов в области строительства и эксплуатации зданий, сооружений и систем коммунальной инфраструктуры. В регламентах должны быть установлены требования к энергетической эффективности зданий, минимизации теплопотерь через стены, крыши, окна. Экспертиза на соответствие проектной документации техническим регламентам для строительства должна учитывать и требования энергоэффективности. Для этого к целям принятия технических регламентов должны быть отнесены и вопросы энергоэффективности. Сегодня Закон «О техническом регулировании» этого не предусматривает.
Этот пример показывает, что реализация национального проекта «Доступное жилье» требует масштабного внедрения инновационных технологий в сфере строительства и ЖКХ. В целях стимулирования предпринимателей необходимо предусмотреть ряд мер, направленных на развитие промышленности строительных материалов и выпуск нового оборудования для систем коммунального хозяйства. В числе таких мер следует применять снижение или отмену ставок таможенных пошлин на технологическое оборудование для стройиндустрии, не производимое в Российской Федерации.
Следует также расширять применение лизинговых схем обеспечения высокотехнологичным оборудованием коммунального хозяйства, а также отраслей медицинской промышленности, машиностроения и приборостроения, строительной индустрии, агропромышленного комплекса. Такие примеры уже имеются. Так, на условиях лизинговых поставок российские сельхозтоваропроизводители через ОАО «Росагролизинг» получили в 2006 году 1848 тракторов, 54 комбайна различной модификации, 347 автомобилей, 390 прицепов и 326 единиц прочей сельскохозяйственной техники.
Проблемы, связанные с реализацией национальных проектов, носят комплексный характер. Как отмечал в своем недавнем выступлении в Государственной Думе Первый заместитель Председателя Правительства РФ Д.А. Медведев, в ходе их реализации, наряду с решением конкретных задач, формируется новый проектный подход в государственном управлении. А это, в свою очередь, вновь ставит на повестку дня вопрос о долгосрочной стратегии экономического развития страны. Такая стратегия, разумеется, не может быть сведена к достижению тех или иных макроэкономических показателей: она должна быть направлена на развитие реального сектора, прежде всего, в сфере высоких технологий, на достижение лидерства России на ключевых направлениях научно-технического прогресса.
Инновационное развитие теплового хозяйства требует модернизации энергетического оборудования по всей цепочке от производства энергии до ее потребления. Для этого используются автоматические домовые газовые котельные, коррозионностойкие со сроком службы более 100 лет, металлопластиковые трубы и запорная арматура, алюминиевые радиаторы-конвекторы и, разумеется, приборы учета потребления воды и тепловой энергии.
Такие технологические решения могут и должны быть использованы при строительстве миллионов квадратных метров жилья в соответствии с приоритетным национальным проектом «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Комфортное жилье – это всегда энергонасыщенное и энергоэффективное жилье.
Для массового применения современных технологий в городском тепловом хозяйстве требуется совершенствование законодательной базы. Здесь первоочередное значение приобретает разработка и принятие технических регламентов в области строительства и эксплуатации зданий, сооружений и систем коммунальной инфраструктуры. В регламентах должны быть установлены требования к энергетической эффективности зданий, минимизации теплопотерь через стены, крыши, окна. Экспертиза на соответствие проектной документации техническим регламентам для строительства должна учитывать и требования энергоэффективности. Для этого к целям принятия технических регламентов должны быть отнесены и вопросы энергоэффективности. Сегодня Закон «О техническом регулировании» этого не предусматривает.
Этот пример показывает, что реализация национального проекта «Доступное жилье» требует масштабного внедрения инновационных технологий в сфере строительства и ЖКХ. В целях стимулирования предпринимателей необходимо предусмотреть ряд мер, направленных на развитие промышленности строительных материалов и выпуск нового оборудования для систем коммунального хозяйства. В числе таких мер следует применять снижение или отмену ставок таможенных пошлин на технологическое оборудование для стройиндустрии, не производимое в Российской Федерации.
Следует также расширять применение лизинговых схем обеспечения высокотехнологичным оборудованием коммунального хозяйства, а также отраслей медицинской промышленности, машиностроения и приборостроения, строительной индустрии, агропромышленного комплекса. Такие примеры уже имеются. Так, на условиях лизинговых поставок российские сельхозтоваропроизводители через ОАО «Росагролизинг» получили в 2006 году 1848 тракторов, 54 комбайна различной модификации, 347 автомобилей, 390 прицепов и 326 единиц прочей сельскохозяйственной техники.
Проблемы, связанные с реализацией национальных проектов, носят комплексный характер. Как отмечал в своем недавнем выступлении в Государственной Думе Первый заместитель Председателя Правительства РФ Д.А. Медведев, в ходе их реализации, наряду с решением конкретных задач, формируется новый проектный подход в государственном управлении. А это, в свою очередь, вновь ставит на повестку дня вопрос о долгосрочной стратегии экономического развития страны. Такая стратегия, разумеется, не может быть сведена к достижению тех или иных макроэкономических показателей: она должна быть направлена на развитие реального сектора, прежде всего, в сфере высоких технологий, на достижение лидерства России на ключевых направлениях научно-технического прогресса.
Теплоснабжение – самый энергоемкий сектор экономики страны, на его нужды расходуется почти 45 % всей потребляемой энергии. Тепловая энергия может производиться в ТЭЦ, в квартальной или домовой котельной, наконец, в квартире. Эффективность использования энергии везде будет разной. В России около 70% тепла производится централизованными источниками, в том числе 30% на нескольких сотнях ТЭЦ и 40% на 70 тысячах котельных, большая часть которых не отвечает современным требованиям к энергосбережению. Особенно высоки потери энергии и воды при их транспортировке. Протяженность тепловых сетей составляет почти 200 тыс. км, из которых более 40 тыс. подлежат немедленной замене или выводу из эксплуатации. Технический уровень тепловых сетей в России остается на уровне 1960-х годов.
Инновационное развитие теплового хозяйства требует модернизации энергетического оборудования по всей цепочке от производства энергии до ее потребления. Для этого используются автоматические домовые газовые котельные, коррозионностойкие со сроком службы более 100 лет, металлопластиковые трубы и запорная арматура, алюминиевые радиаторы-конвекторы и, разумеется, приборы учета потребления воды и тепловой энергии.
Такие технологические решения могут и должны быть использованы при строительстве миллионов квадратных метров жилья в соответствии с приоритетным национальным проектом «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Комфортное жилье – это всегда энергонасыщенное и энергоэффективное жилье.
Для массового применения современных технологий в городском тепловом хозяйстве требуется совершенствование законодательной базы. Здесь первоочередное значение приобретает разработка и принятие технических регламентов в области строительства и эксплуатации зданий, сооружений и систем коммунальной инфраструктур
читать другие новости...