ВРЕМЯ ДИАЛОГА
Кризис - это самое мягкое определение. Инициированный депутатами Правительственный час, посвященный проблемам некогда титульной для области отрасли, который пройдет в рамках апрельской сессии областного Собрания, может и должен определить перспективы ЛПК. Кроме того, это еще и площадка для диалога между властью и бизнесом. Диалога, от результатов которого зависит слишком многое. Ведь ЛПК - это не только тонны и кубометры, налоги и объемы, единственный возобновляемый природный ресурс, а, прежде всего, - живые люди.
Буквально еще год назад региональные власти смотрели на проблемы в ЛПК сквозь пальцы. Вице-губернатор
Юрий Шевелев
по экономике и финансам
Печальные цифры
Достаточно
Вполне возможно, что некая легковесность, с которой региональные власти отнеслись к проблемам ЛПК, объясняется просто - мол, природная аномалия. В первом приближении это так и выглядит - из-за низких уровней воды в реках сорвалась прошлая летняя навигация, переработчики в итоги не смогли создать оптимальных запасов сырья. Непривычно теплая зима опять же привела к срыву зимних заготовок.
Однако, на наш взгляд, симптомы кризиса начали проявляться задолго до этого - срыв навигации лишь только обострил проблемы комплекса. Казалось бы, кризис должен был спровоцировать власть на жесткие и быстрые действия. Как минимум, на создание некоего оперативного штаба, который объединил бы власть и бизнес. Этого не произошло. Сторонним наблюдателям, к которым теперь относится и депутат Госдумы
Владимир Крупчак
, оставалось лишь
Параллельными путями
Вполне возможно, что устранение власти от решения проблем объясняется просто - попыткой следовать либеральной парадигме. Дескать, государство вообще не должно вмешиваться в происходящие в экономике процессы - рынок все расставит на свои места. Очень красивая концепция, вдобавок ко всему не требующая от властей никаких усилий - сиди, наблюдай и собирай налоги.
Вот только в нашей стране, особенно в лесопромышленном комплексе, подобный подход обречен на провал. И дело даже не столько в том, что в так называемых развитых странах подобная схема шлифовалась веками и сейчас регулируется более традициями, нежели законами.
Самое главное и основное, почему невозможно вести бизнес в лесу без участия государства - частной собственности на лес нет, он принадлежит государству. Опять же, все правила игры на этом рынке устанавливает также государство.
Все остальное - уже производное от этого факта. Впрочем, даже производные здесь играют немаловажную роль. Скажем, создание рабочих мест или рост налогооблагаемой базы - в этих вопросах государство должно стимулировать бизнес, предлагая ему некие преференции, которые вполне можно рассматривать как инвестиции. Ведь затраченные ресурсы возвращаются опять же в казну в виде тех же налогов.
Поэтому параллельное существование бизнеса и государства просто не возможно - им необходимо взаимодействовать. Особенно в нынешних условиях, когда право распоряжения лесными ресурсами отдано на уровень регионов.
Подарок соседу
Однако пока говорить об этом не приходится. Яркий, хотя, может быть уже и набивший всем оскомину пример - строительство дорог в регионе. Результатом долгих разговоров стало элементарное «забалтывание» темы. Очень долго судили-рядили, сомневались, обсуждали: кто будет их строить, кто будет содержать, можно ли в одном проекте смешивать частный и государственный капиталы... В итоге на уровне федерации уже приступили к реализации проектов, в которых эти самые частные и государственные средства смешиваются на партнерских принципах, а в регионе все та же беда - отсутствие дорог. И это мешает не только вывозить сырье из лесоизбыточных районов, но и вступает в откровенную конфронтацию с конституционным правом граждан на доступность транспортного сообщения.
Впрочем, таким примерам несть числа. Из той же серии - вывоз сырья. Почему лесопромышленники страдают от нехватки автодорог? Потому что традиционный для севера сплав откровенно затруднен. Кто вспомнит, когда последний раз на Северной Двине проводились дноуглубительные работы? А ведь последние два года даже пассажирский теплоход из Архангельска в Котлас не ходит... Вот и приходится лесникам вспоминать средневековые технологии: чуть ли не вручную переваливать сырье с баржи на баржу, чтобы пройти речные перекаты. Может быть, уже имеет смысл задуматься и о возрождении молевого сплава на малых реках севера?
Другая острая проблема - вывоз круглого леса за пределы региона. Местные деревообрабатывающие предприятия страдают от дефицита сырья, а кругляк прямиком везут к соседям. Конечно, это проще. Но, при всем уважении, почему мы должны превращаться в сырьевой придаток и отдать добавленную стоимость в бюджеты других регионов? А это ведь тоже вопрос к власти. Если областные чиновники заинтересованы в пополнении доходной части бюджета, значит, надо запрещать вывоз кругляка за пределы региона. Ведь на федеральном уровне подобное решение уже принято.
Впрочем, это далеко не все вопросы, которые лежат в сфере ответственности власти, а отнюдь не бизнеса. Мы сознательно не затрагиваем тему кадрового дефицита и состояния системы профессионального образования - как начального, так и высшего. Слишком она обширна, чтобы касаться ее мимоходом.
Точка пересечения
Можно предположить, что вопросов у лесопромышленников к власти за последние годы накопилось немало. Как, впрочем, и предложений.
Не секрет, что лесопромышленники достаточно широко представлены в депутатском корпусе и их активное участие в подготовке правительственного часа - скажем, рабочую группу возглавил гендиректор СЦБК Николай Львов - вполне логично и объяснимо. Ведь правительственный час - тот случай, когда у бизнеса появляется возможность из первых рук услышать - понимает ли власть всю сложность ситуации, сложившейся сейчас в ЛПК? Есть ли у чиновников план тактических действий - на этот год и стратегический - на три-четыре года вперед?
Очевидно, что властям надо окончательно определиться - какая отрасль станет на ближайшие годы локомотивом региональной экономики. Складывается ощущение, что пока этого понимания просто нет - вот и шарахаются чиновники от сельского хозяйства к туризму, рисуя порой откровенно завиральные картины чудесного будущего. Никто не спорит, вкладываться в эти отрасли необходимо. Но очевидно, что на одном туризме огромную область просто не поднять. Так может, и не умствовать лукаво, а вернуться к уже испытанной модели советских лет, вспомнить о «всесоюзной лесопилке» и «валютном цехе»?
Понятно, что ответа на этот вопрос не будет до тех пор, пока не появится внятная и досконально проработанная стратегия социально-экономического развития области.
Однако правительственный час может стать пусть и не первым, но серьезным шагом к диалогу между бизнесом и властью - диалогу, который будет вестись с позиции взаимного уважения и понимания одной простой вещи: идти параллельными путями уже просто нельзя. Необходимо - в интересах всей области - искать и находить точки соприкосновения.
И сделать это желательно уже сегодня. Иначе «падучие» тенденции в ЛПК будут нарастать уже откровенно катастрофическими темпами. И даже северодвинские машиностроители не спасут бюджет региона.
Андрей МУРАШОВ
Информация к размышлению:
Производство важнейших видов продукции за 2004, 2005 и 2006 года
Показатель |
2004 |
2005 |
2006 г. |
% к 2005г. |
Лесозаготовки |
||||
Вывозка древесины, тыс. кбм. |
9482,4 |
9368,9 |
8068,9 |
86,1 |
Деловая древесина, тыс. кбм. |
9619,1 |
9581,0 |
8481,7 |
88,5 |
Круглые лесоматериалы, тыс. кбм. |
8396,0 |
8297,4 |
7235,3 |
87,2 |
Обработка древесины и производство изделий из дерева |
||||
Пиломатериалы, тыс. кбм. |
2233,4 |
2117,6 |
1935,4 |
91,4 |
Технологическая щепа, тыс. кбм. |
1348.0 |
1186,2 |
1068,8 |
90,1 |
Фанера клееная |
84,6 |
83,9 |
89,3 |
106,5 |
ДВП, млн.кв.м. усл |
18,7 |
18,8 |
18,5 |
98,7 |
Целлюлозно-бумажное производство |
||||
Целлюлоза по варке, тыс. тонн |
1973,9 |
2058,6 |
2051,27 |
99,7 |
Товарная целлюлоза, тыс. тонн |
793,0 |
809,4 |
774,99 |
95,8 |
Бумага, тыс. тонн |
336,8 |
340,5 |
348,55 |
102,4 |
Картон, тыс. тонн |
727,0 |
785,3 |
809,34 |
103,1 |
читать другие новости...