ТоргСтройМаркет
Фанера. ДСП. ДВП. Доска обрезная.
+7 (495) 669 88 18 +7 (925) 037 88 70

Фанера ФСФ 15мм 3/3 хвойная
1220х2440мм - 890 р/лист

Фанера ФСФ 18мм 4/4
2440х1220мм - 1030 р/лист

Фанера фк 15мм 2/4 ш2
1525х1525мм- 780 р/лист

Фанера фк 9мм 4/4
1525х1525мм- 398 р/лист

Фанера ламинированная 18мм F1/F1
2440х1220мм - 1880 р/лист

Доска обрезная(ГОСТ)
40х150х6000мм- 6800 р/м3

OSB-3
2440х1220х9мм - 520 р/лист

ДВП
2140х1220х3,2мм - 108 р/лист

ВРЕМЯ ДИАЛОГА

Мы уже прошли период выставления диагнозов - излишним оптимизмом в оценке состояния регионального лесопромышленного комплекса сегодня никто не страдает.

Кризис - это самое мягкое определение. Инициированный депутатами Правительственный час, посвященный проблемам некогда титульной для области отрасли, который пройдет в рамках апрельской сессии областного Собрания, может и должен определить перспективы ЛПК. Кроме того, это еще и площадка для диалога между властью и бизнесом. Диалога, от результатов которого зависит слишком многое. Ведь ЛПК - это не только тонны и кубометры, налоги и объемы, единственный возобновляемый природный ресурс, а, прежде всего, - живые люди.

Буквально еще год назад региональные власти смотрели на проблемы в ЛПК сквозь пальцы. Вице-губернатор Юрий Шевелев по экономике и финансам был сдержанно-оптимистичен : «В 2006, я уверен, возьмет реванш архангельский лесопромышленный комплекс» . Вот только сегодня понятно - никакого реванша не получилось.

Печальные цифры

Достаточно познакомиться с официальной статистикой: в 2006 году индекс производства в деревообработке составил 93 процента по отношению к 2005 году. Производство пиломатериалов сократилось на 8,5%. Если бы это было характерно только для одного года, еще полбеды. Но налицо тенденция продолжающегося падения отрасли. Ведь и результаты 2005 года трудно назвать хотя бы терпимыми: индекс производства составил 91%, производство пиломатериалов сократилось на 9,9% - гласят официальные данные.

Вполне возможно, что некая легковесность, с которой региональные власти отнеслись к проблемам ЛПК, объясняется просто - мол, природная аномалия. В первом приближении это так и выглядит - из-за низких уровней воды в реках сорвалась прошлая летняя навигация, переработчики в итоги не смогли создать оптимальных запасов сырья. Непривычно теплая зима опять же привела к срыву зимних заготовок.

Однако, на наш взгляд, симптомы кризиса начали проявляться задолго до этого - срыв навигации лишь только обострил проблемы комплекса. Казалось бы, кризис должен был спровоцировать власть на жесткие и быстрые действия. Как минимум, на создание некоего оперативного штаба, который объединил бы власть и бизнес. Этого не произошло. Сторонним наблюдателям, к которым теперь относится и депутат Госдумы Владимир Крупчак , оставалось лишь констатировать факты : «Я - оптимист, но для ЛПК региона сейчас не вижу никакого позитива». Пессимизм вполне оправданный: по словам депутата, в отрасли «наметился рост убыточных предприятий. Их количество в общем числе составило более 80%!»

Параллельными путями

Вполне возможно, что устранение власти от решения проблем объясняется просто - попыткой следовать либеральной парадигме. Дескать, государство вообще не должно вмешиваться в происходящие в экономике процессы - рынок все расставит на свои места. Очень красивая концепция, вдобавок ко всему не требующая от властей никаких усилий - сиди, наблюдай и собирай налоги.

Вот только в нашей стране, особенно в лесопромышленном комплексе, подобный подход обречен на провал. И дело даже не столько в том, что в так называемых развитых странах подобная схема шлифовалась веками и сейчас регулируется более традициями, нежели законами.

Самое главное и основное, почему невозможно вести бизнес в лесу без участия государства - частной собственности на лес нет, он принадлежит государству. Опять же, все правила игры на этом рынке устанавливает также государство.

Все остальное - уже производное от этого факта. Впрочем, даже производные здесь играют немаловажную роль. Скажем, создание рабочих мест или рост налогооблагаемой базы - в этих вопросах государство должно стимулировать бизнес, предлагая ему некие преференции, которые вполне можно рассматривать как инвестиции. Ведь затраченные ресурсы возвращаются опять же в казну в виде тех же налогов.

Поэтому параллельное существование бизнеса и государства просто не возможно - им необходимо взаимодействовать. Особенно в нынешних условиях, когда право распоряжения лесными ресурсами отдано на уровень регионов.

Подарок соседу

Однако пока говорить об этом не приходится. Яркий, хотя, может быть уже и набивший всем оскомину пример - строительство дорог в регионе. Результатом долгих разговоров стало элементарное «забалтывание» темы. Очень долго судили-рядили, сомневались, обсуждали: кто будет их строить, кто будет содержать, можно ли в одном проекте смешивать частный и государственный капиталы... В итоге на уровне федерации уже приступили к реализации проектов, в которых эти самые частные и государственные средства смешиваются на партнерских принципах, а в регионе все та же беда - отсутствие дорог. И это мешает не только вывозить сырье из лесоизбыточных районов, но и вступает в откровенную конфронтацию с конституционным правом граждан на доступность транспортного сообщения.

Впрочем, таким примерам несть числа. Из той же серии - вывоз сырья. Почему лесопромышленники страдают от нехватки автодорог? Потому что традиционный для севера сплав откровенно затруднен. Кто вспомнит, когда последний раз на Северной Двине проводились дноуглубительные работы? А ведь последние два года даже пассажирский теплоход из Архангельска в Котлас не ходит... Вот и приходится лесникам вспоминать средневековые технологии: чуть ли не вручную переваливать сырье с баржи на баржу, чтобы пройти речные перекаты. Может быть, уже имеет смысл задуматься и о возрождении молевого сплава на малых реках севера?

Другая острая проблема - вывоз круглого леса за пределы региона. Местные деревообрабатывающие предприятия страдают от дефицита сырья, а кругляк прямиком везут к соседям. Конечно, это проще. Но, при всем уважении, почему мы должны превращаться в сырьевой придаток и отдать добавленную стоимость в бюджеты других регионов? А это ведь тоже вопрос к власти. Если областные чиновники заинтересованы в пополнении доходной части бюджета, значит, надо запрещать вывоз кругляка за пределы региона. Ведь на федеральном уровне подобное решение уже принято.

Впрочем, это далеко не все вопросы, которые лежат в сфере ответственности власти, а отнюдь не бизнеса. Мы сознательно не затрагиваем тему кадрового дефицита и состояния системы профессионального образования - как начального, так и высшего. Слишком она обширна, чтобы касаться ее мимоходом.

Точка пересечения

Можно предположить, что вопросов у лесопромышленников к власти за последние годы накопилось немало. Как, впрочем, и предложений.

Не секрет, что лесопромышленники достаточно широко представлены в депутатском корпусе и их активное участие в подготовке правительственного часа - скажем, рабочую группу возглавил гендиректор СЦБК Николай Львов - вполне логично и объяснимо. Ведь правительственный час - тот случай, когда у бизнеса появляется возможность из первых рук услышать - понимает ли власть всю сложность ситуации, сложившейся сейчас в ЛПК? Есть ли у чиновников план тактических действий - на этот год и стратегический - на три-четыре года вперед?

Очевидно, что властям надо окончательно определиться - какая отрасль станет на ближайшие годы локомотивом региональной экономики. Складывается ощущение, что пока этого понимания просто нет - вот и шарахаются чиновники от сельского хозяйства к туризму, рисуя порой откровенно завиральные картины чудесного будущего. Никто не спорит, вкладываться в эти отрасли необходимо. Но очевидно, что на одном туризме огромную область просто не поднять. Так может, и не умствовать лукаво, а вернуться к уже испытанной модели советских лет, вспомнить о «всесоюзной лесопилке» и «валютном цехе»?

Понятно, что ответа на этот вопрос не будет до тех пор, пока не появится внятная и досконально проработанная стратегия социально-экономического развития области.

Однако правительственный час может стать пусть и не первым, но серьезным шагом к диалогу между бизнесом и властью - диалогу, который будет вестись с позиции взаимного уважения и понимания одной простой вещи: идти параллельными путями уже просто нельзя. Необходимо - в интересах всей области - искать и находить точки соприкосновения.

И сделать это желательно уже сегодня. Иначе «падучие» тенденции в ЛПК будут нарастать уже откровенно катастрофическими темпами. И даже северодвинские машиностроители не спасут бюджет региона.

Андрей МУРАШОВ

Фото : Г.Фогелер «Подготовка к сплаву». 1933 -1934 гг.

Информация к размышлению:

Производство важнейших видов продукции за 2004, 2005 и 2006 года

Показатель

2004

2005

2006 г.

% к 2005г.

Лесозаготовки

Вывозка древесины, тыс. кбм.

9482,4

9368,9

8068,9

86,1

Деловая древесина, тыс. кбм.

9619,1

9581,0

8481,7

88,5

Круглые лесоматериалы, тыс. кбм.

8396,0

8297,4

7235,3

87,2

Обработка древесины и производство изделий из дерева

Пиломатериалы, тыс. кбм.

2233,4

2117,6

1935,4

91,4

Технологическая щепа, тыс. кбм.

1348.0

1186,2

1068,8

90,1

Фанера клееная

84,6

83,9

89,3

106,5

ДВП, млн.кв.м. усл

18,7

18,8

18,5

98,7

Целлюлозно-бумажное производство

Целлюлоза по варке, тыс. тонн

1973,9

2058,6

2051,27

99,7

Товарная целлюлоза, тыс. тонн

793,0

809,4

774,99

95,8

Бумага, тыс. тонн

336,8

340,5

348,55

102,4

Картон, тыс. тонн

727,0

785,3

809,34

103,1

Источник : Перспектива http://www.arhperspectiva.ru/week/94 и
Официальный сайт администрации области

читать другие новости...